Мнение автора статьи может не совпадать с
мнением автора сайта. Реальность
киберпанка.
Даже в чопорную Британскую энциклопедию
попало определение киберпанка - поджанра
научной фантастики, характеризующегося
контркультурными антигероями,
действующими в дегуманизированном,
высокотехнологическом мире грядущего.
Но еще занятнее, что один из авторов этого
рода литературы, также удостоившийся
персональной статьи в «Британнике», а
кроме того, виднейший киберпанковый
теоретик, Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), написал
следующее.
«Побывав недавно в Москве, я почувствовал,
что попал в мир «Нейроманта». Повсюду
уличные самураи, сомнительные парни с
уголовными связями, а жизнь людей
контролируют полукриминальные
многонациональные организации и
компании. Прежний порядок повсюду лежит в
руинах, люди все растаскивают и все
продают, но никто, похоже, не стремится
работать и что-то производить. Все хотят
легких денег. Они думают: прибыль - это
воровство, процветание - это воровство;
они думают: воровство - это и есть
экономика. Это поразительно! Но это
существует в реальности».
Написано хлестко. И не без оснований. Так
что давайте взглянем, что же такое
киберпанк и как он соотносится с
реальностью. Тема-то не чужая.
Итак, киберпанк. Первопроходцем этого
жанра называют афроамериканского,
склонного к сексуальным экспериментам
писателя-фантаста Сэмюэля Дилэни (Samuel R.
Delany). На мой взгляд, самыми интересными у
него являютcя книги, посвященные природе
языка, соотношению между словом и
мышлением, прежде всего «Babel-17» (1966).
Сохранивший в своем имени память об
Алголе-60 и Фортране-IV, этот роман и
сегодня не кажется устаревшим. Однако
критики считают большей заслугой Дилэни
то, что он показал мир грядущего,
заселенный не только учеными и техниками,
воспитанными в викторианских традициях,
но и уголовниками, бомжами, шлюхами, на
древность достойных профессий которых не
влияют звездолеты и роботы.
Слово «cyberpunk» впервые появилось в
критических статьях вышеупомянутого
Брюса Стерлинга. Но подлинное
возникновение жанра связывают с выходом
в свет романа Уильяма Гибсона «Neuromancer»
(1984). Смесь панковского цинизма и
кибернетики обогатила культуру образом
cyberspace, киберпространства. Под этим
термином понимается смоделированная на
компьютере реальность, отображающая
природу и структуру информации.
Гибсон не первый, кто писал об
информатизированном обществе или о
киберпреступлениях. Но в его романах
взломом баз данных занимались не
сумасшедшие гении (mad scientists) Золотого века
научной фантастики и не возжаждавшие
наживы и ставшие на путь преступления
профессионалы, а юноши, более похожие на
малолетних уголовников или на не
нашедших себя в жизни нестарых ветеранов
неправых войн.
В этом «киберковбоям» (еще одно
изобретение Гибсона) помогают
аудиовизуальные трехмерные, а то и
полносенсорные интерфейсы. В этом
безусловная заслуга писателя - показать,
что даже компьютерное преступление
говорит не о технических знаниях, но об
уголовных склонностях. Средства же для их
реализации охотно предоставляет
технологическая цивилизация. Ведь ее
плодами всякий пользуется в меру своей
испорченности.
Может, я ошибаюсь, но похоже, что в России
с творчеством Гибсона лучше знакомы
любители фантастики, а не специалисты ИТ-отрасли.
Возможно, это связано с тем, что сам
Гибсон - писатель, а не компьютерщик. Свой
первый роман он писал на старенькой
пишущей машинке, а не на персоналке.
Конечно, вряд ли правомерно упрекать
писателя за технические ошибки. Даже
когда в его романе «Mona Lisa Overdrive» (1988)
шпионский Искусственный Интеллект
размещают в тех блоках компьютерного
гида, в которых должен был храниться весь
Шекспир вкупе с Диккенсом, то есть в таком
объеме памяти, в который не влезет ни одно
мало-мальски умелое мультимедийное
приложение…
Куда занятней социальные ошибки.
Например, в том же романе один из
антигероев (положительных в киберпанке
не бывает) добивается власти, влияния,
денег, получив доступ к компромату,
собранному Искусственным Интеллектом. А
вот это исключено. Во вселенной
киберпанка власть принадлежит не
демократически избранным правительствам,
а транснациональным корпорациям, плюющим
на законы и ведущим между собой
истребительные войны.
Естественно, что общественного мнения в
таком мире быть не может. Следовательно,
огласка любого из предосудительных
поступков любого из сильных мира
киберпанкового повредить ему ну никак не
может.
Шантаж ведь тоже требует метасистемы из
малокоррумпированной прессы и
малокоррумпированных правозащитных
органов. В противном случае можно знать
очень много о чьих-то грешках, но никаких
последствий из этого не проистечет.
Так что в мире киберпанка (напомню, что
самый видный его теоретик отождествил с
ним российскую действительность)
компрометирующая информация оружием не
является. Здесь есть лишь одно право -
Faustrecht (кулачное право - нем.), и здесь
понимают только один довод - ultima ratio regis.
Общественное мнение, четвертая власть и
прочая мишура - здесь лишь иллюзии,
виртуальная фата-моргана.
автор: Михаил Ваннах
:НАЗАД
в раздел КиберКультура:
|