Киберпанк - виртуальный ирокез
А все началось с того, что в 1983
году писатель Брюс Бетке написал рассказ
о хакерах и решил придумать такое
название, которое объединяло бы маму-анархию
панков и материнские платы прыщавых
компьютерщиков. Он преследовал самую
простую цель: нужно было короткое,
броское слово, которое надолго застряло
бы в головах редакторов. И у него
получилось. Застряло. Надолго. Это было
слово "киберпанк".
Потом оно попалось на глаза
Гарднеру Дозуа, редактору научно-фантастического
журнала Айзека Азимова. В то же время
другой Брюс, Стерлинг, издавал журнал Cheap
Truth, где печатались молодые фантасты: Джон
Ширли, Руди Рукер, Том Меддокс и, конечно
же, сам Стерлинг. Они называли себя "Движение"
и беспощадно стебались над гуру жанра.
Несмотря на вполне денежную фамилию
редактора, "Дешевая правда"
бесплатно раздавалась всем желающим, не
была защищена авторским правом и даже
поощряла пиратство. Узнав о "Движении",
Дозуа назвал их киберпанками и вслед за
Бетке обеспечил себе место в зале
вечности и славы. С тех пор Бетке задают
один и тот же вопрос: "А как вы
придумали слово "киберпанк"? Бедняга
проклял все на свете и назвал себя "анти-киберпанком".
Теперь о том, с чего на самом
деле начался киберпанк. Вначале была
фраза: "Небо над портом напоминало
телеэкран, включенный на мертвый канал".
Так начинается роман Уильяма Гибсона "Нейромант",
с публикации которого в 1984 году вирус
киберпанка заразил весь мир. История о
хакере, взламывающем "лед"
корпораций, девушке-самурае Молли, "конструкте"
Дикси и двух воюющих ИскИнах получила
премии Хьюго, Небьюла, премию Филиппа
Дика и Дитмар, чего не удостоилась прежде
ни одна книга в жанре sci-fi.
"Начав писать, я на самом деле пытался
сбацать какое-нибудь барахло, которое,
как мне казалось, можно пристроить в
какой-либо журнал", - утверждал Гибсон в
1986 году. Н-да... Сбацал.
Гибсону удалось проникнуть по
ту сторону экрана монитора. То, что он там
увидел, одновременно ужасало и погружало
в экстаз. Пессимистическая атмосфера
будущего и гнетущий урбан-пейзаж. В этом
мире правит Система. У Гибсона это были
могущественные корпорации. Хотя на самом
деле это может быть что угодно. Система
правит людьми, в буквальном смысле
проникая в них, имплантируя им чипы в мозг
и заменяя органы на протезы. Так люди
становятся частью Машины. Это и есть "кибернетическая"
часть киберпанка. И в этом его ужас.
Но, как всегда, найдется тот,
кому на все это наплевать, кто всегда
против. И это вовсе не положительный
герой боевиков, герой киберпанка - это
антигерой. Впрочем и это условность.
Съешь красную таблетку - герой, синюю -
антигерой. Когда нужно, наш герой может
замочить кого-нибудь. Причем не всегда
понятно кого: существо, наполовину
состоящее из имплантантов, микросхем,
протезов и прочего дерьма со свалки
будущего. Половина человеческого,
половина робототехнического. Но, в
основном, киберпанк взламывает
компьютерные системы корпораций, тот
самый "лед". В этом весь кайф свободы.
А свобода, как ни странно, в
киберпространстве. Этот термин придумал
тот же Гибсон. Для него "киберпространство"
- это "галлюцинация, ежедневно
переживаемая миллиардами легальных
операторов по всему свету..." Это что-то
вроде трехмерных картинок, проецируемых
не на экран, а прямо в мозг. Свобода - в
самом сердце машин, машины порабощают, и
они же дают тебе свободу. Свободу
раствориться в неизведанном, пьянящем
мире. Свободу стать другим. Это и есть
панковская часть киберпанка. И в этом его
экстаз.
Все мы пытаемся куда-нибудь
скрыться от проблем, скуки и боли. Иногда
в одиночку, иногда поколением. Хиппи
бежали в Индию, на природу, "в нирвану";
панки прятались в городских трущобах и на
помойках. Киберпанки решили уйти в никуда.
Они предложили собраться в месте,
которого не существует. Не в клубе, не на
улице. В месте, куда можно попасть
отовсюду.
А еще киберпанк про то, как
можно выжить в этом мире. Если техника
ограничивает твою свободу, накладывает
руки на твою жизнь, единственный выход -
это овладеть техникой. Как ковбой на
родео пытается усмирить быка, так и
киберковбой пытается подчинить себе
киберпространство.
Лучше всего мир киберпанка
показан в фильме "Бегущий по лезвию
бритвы" (Blade Runner) Ридли Скотта (того
самого, который снял "Чужого", а
сценарий для "Чужих 3" писал, кстати,
Гибсон). Фильм не стал столь популярным,
как "Нейромант". Когда фильму дали
премию Хьюго, продюсер сказал, что, может,
хоть теперь кто-нибудь его посмотрит. В
любом случае, "Бегущий..." на пару с
"Нейромантом" стали стереотипами в
киберпанке, причем настолько прочными,
что до сих пор многие отказываются
принимать за киберпанк то, что не похоже
на "Нейроманта" и "Бегущего...".
Киберпанк создавали люди из
андеграунда, молодые, энергичные и
бесстрашные. Эти люди не смирились с
пределами, навязанными обществом,
традициями и привычками. Это был их ответ
на технические новшества, вырвавшиеся из
военных лабораторий. Техника окружила
человека, еще чуть-чуть, и она у тебя
внутри. Компьютеры уже стали обычным
явлением, но мир с той стороны монитора
пугал, как все новое и, как все новое,
манил.
Два разных мира, которые
соединил человек, ни хрена не
разбиравшейся в компьютерах. Смешно
представить, но Гибсон написал "Нейроманта"
на печатной машинке "Гермес" 1927-го
года выпуска. А идея пришла ему в голову,
когда он наблюдал за детьми, игравших в
видеоигры. В их глазах отражались огоньки
экрана, проблески нового мира, который
Гибсону удалось разглядеть и описать.
Позже он сравнивал увлеченные
беседы о компьютерах с разговорами о
наркотиках. "Все, что я знаю о вирусных
программах, я почерпнул из разговора двух
девушек-программисток, которые раньше
работали на Пентагон. ...Они сидели в баре,
и одна из них сказала что-то о вирусных
программах. Я спросил: "А что это такое?",
на что она ответила: ну, так-то и так-то. А я
и говорю: "Никогда о таком не слышал.
Никогда даже не встречал ничего
подобного в научной фантастике". Так
что я просто взял это с собой домой и
вроде как раскрутил.
...Если бы я вправду знал хоть
что-нибудь о компьютерах, то сомневаюсь,
что мне удалось бы сделать вообще хоть
что-то. О компьютерах я узнавал из рекламы.
То есть имеются в виду не реальные
компьютеры фирмы "Эппл", а то, как "Эппл"
преподносит эти компьютеры публике. Это
действительно сексуально..."
К 1984 году, когда вышел "Нейромант",
компьютеры, компьютерные игры стали уже
обычным делом; графика и звук приятно
радовали глазные нервы и ласкали слух,
Сеть постепенно обрастала информацией.
Появились загадочные личности с красными
глазами, помешанные на компьютерах; кое-кто
уже потихоньку начала ковырять защиту
корпораций. И тут выходит "Нейромант",
который дал этим людям новую философию,
написал о том, чем они начали жить. Эти
люди стали называть себя киберпанками.
Потом и все остальные стали называть их
киберпанками, начиная с масс-медиа.
Появилось понятие субкультуры
киберпанка, к которой относятся хакеры,
крэкеры, фрики...
С момента, как дешевая правда
киберпанков стала приносить деньги,
авторы, некогда стебавшиеся над
авторитетами, сами стали гуру жанра,
поэтому им перестали доверять. Стерлинг
сказал: "Когда ты становишься гуру, то
это слегка шокирует. Вообще-то, стать гуру
не труднее, чем перевернуться с боку на
бок. Но чего может достичь гуру? Кто ему
поверит, даже если он будет проповедовать
свои идеалы до потери сознания?" "Движение",
по словам Стерлинга, свалилось в
самостоятельно вырытую яму.
Идеи киберпанка вышли из узкого
круга писаталей-фантастов и обрели
популярность, после чего стали говорить о
смерти киберпанка. Ни одно из направлений
научной фантастики не было так популярно,
и, возможно, поэтому не умирало так быстро.
Все стали называть себя киберпанками.
Киберпанк превратился в хороший
маркетинговый ход.
Хотя не все, конечно, согласны
со смертью киберпанка. Некоторые считают,
что киберпанк просто растворился в
повседневности, стал частью обычной
культуры, и его нет просто потому, что он
повсюду. Ученые работают над созданием
виртуальной реальности и трехмерных
компьютерных интерфейсов. Хакеры
взламывают Майкрософт. Однажды в
Германии арестовали группу хакеров,
которые пытались передать через Интернет
какую-то информацию КГБ. Один из них, как
выяснилось, оказался серьезным фанатом
Гибсона и был одет в черную кожу (как
положено киберпанкам). Люди, назвавшие
себя киберпанками, начали борьбу против
попыток американского правительства
контролировать кодирование информации.
Появились киберпанковские журналы, типа
Mondo 2000, Boing Boing и Wired. На смену милому и
доброму девизу хиппи: "Занимайтесь
любовью, а не войной" пришел менее
романтический: "За свободу информации".
Но, возможно, более актуальный.
Как бы там ни было, Гибсон,
Стерлинг, Ширли, Шайнер и Рукер останутся
киберпанками навсегда. "Киберпанк
будет жив, пока не похоронен последний из
нас. Демографы предполагают, что это
займет какое-то время, - сказал как-то
Стерлинг. - Именно на наших пяти
надгробьях будет высечено: "Киберпанк".
Публичные отречения бесполезны, пользы
от них никакой. Даже если мы изменим нашу
жизненную и писательскую философию, даже
если мы примем мусульманство, то мы все
равно не сможем смыть это клеймо.
автор: неизвестен
:НАЗАД
в раздел КиберКультура:
|