TCP - Проект КиберКультуры



Киберкультура


Сети для художника

Все чаще в масс медиа мелькает информация о художниках, "повесивших" свое
произведение в Интернете или осуществивших интерактивный проект. Фестивали
и выставки электронного искусства обзавелись сетевыми отделами. Критика
снисходительно констатирует новую моду. По мнению Ольги Лялиной и Алексея
Шульгина, имеет смысл говорить о большем: о феномене сетевого художника и
сетевой художественной жизни. Уместно различить: художник в Интернете не
тождествен дизайнеру. Сетевое искусство не сводится к красочным страницам
(homepages) и электронным галереям. И сама Сеть - явление более сложное,
чем ее комфортный, молодой вариант, Всемирная паутина, World Wide Web. В
то время как дизайнеры оформляют ее согласно представлениям о виртуальном,
художники имееют дело со всем комплексом контекстов нового мира,
изобретенного американскими военными и учеными на случай ядерной войны, то
есть конца света.

Интернет, исключающий авторитаризм (по определению - в нем нет
начальников, владельцев и вся система децентрализована и анти-иерархична)
и развивающийся по законам техники (пока), для многих, особенно молодых,
людей, не находящих причин верить в саму возможность справедливого
социального устройства, стал и бункером, и раем. Философией, воспевающей
начало новой жизни. И искусство, развивающееся в Интернете, вслед за
теоретической мыслью смакует свою свободу и независимость от земных
институтов. Первыми художниками сети, были ее аборигены, первые
пользователи. Имея в распоряжении ровно столько символов, сколько их
отображено на клавиатуре, они создавали произведения, которые сегодня
могут быть приравнены к наскальной живописи - картинки из букв и значков;
синтезированные знаки препинания, называющие эмоции; игры со специальными
почтовыми командами. Наивный и открытый мэйларт, рождение зыка нового
общения. Скорее культура, чем искусство. Сегодня, когда достаточно нажать
одну клавишу, чтобы на экране появилась сикстинская мадонна, а вторую, -
чтобы она превратилась в Майкла Джексона, первые опыты не способны удивить
хоть каким-нибудь техническим совершенством. Но при этом они наглядно
демонстрируют принципиальное отличие сетевого искусства от других,
задействующих компьютер. Его основа - не репрезентация, а коммуникация. А
недробимая единица - электронное послание. 

Следующий этап в развитии искусства Интернета начался с приходом в него
представителей художественного андерграунда. Не связанные с официальными
институциями, зажатые в узкие рамки местной, часто провинциальной
маргинальной ситуации, они наконец вырвались на свободу и сделали свои
произведения общим достоянием. Так в сети оказались представлены
"неродные" искусства: фотография, литература, компьютерная графика, а так
же живопись, музыка, кино. Сегодня существует огромное количество
электронных галерей, кинотеатров, салонов. От глобальных до представляющих
одно (собственное) произведение. Выставиться в Интернете в социальном и в
материальном плане не значит практически ничего. Неизбежно это умаляет и
достоинства самого произведения, предполагающего другие условия
презентации. Но чисто человеческое желание быть хоть кем-нибудь услышанным
пересиливает. Плюс осознанная необходимость обустраивать мир many-to-many
(все-всем) коммуникации, утверждать горизонтальную систему отношений,
исключающую оппозицию и само разделение на mainstream и андерграунд.
Кстати, трудно не заметить и посюсторонние результаты исхода маргиналов в
Сеть. Принесенные Интернетом удешевление и упрощение процесса
интернационального общения положило начало свежему этапу в существовании
разрозненных пограничных сообществ. Теперь оно становится полноценным
сосуществованием. Родившаяся в 1993 году WWW, окутала мир системой ссылок,
все оказалось связанным со всем. Кроме нового мироощущения, вдохновляющего
художников на создание гипертекстовых проектов, которые доминируют сегодня
в Интернете, появился несложный язык написания WWW-страниц, побуждающий и
простых смертных к созданию художественных произведений. Круг творцов
принципиально расширился.

И все-таки высшей ценностью Интернета по-прежнему остается свобода и
горизонтальная система коммуникации. И именно тех, кто ее обеспечивает,
приходит в голову выделить и назвать "Настоящими сетевыми художниками",
имея в виду не уровень их работ, а чисто сетевое мышление. Эти люди
отказываются от "художественных" амбиций и концентрируют свои силы и
внимание на создании коммуникационных пространств, готовых к заселению и
включению в креативное поле Сети. Внешне эта работа скорее техническая -
обеспечение подключения к Интернету, установка необходимого "железа" и
программ, создание независимых мультимедиа-центров и сайтов (site -
единица пространства в Сети), где все желающие могли бы не только и не
столько потреблять, но и создавать и публиковать то, что пока в отсутствие
терминологии и критериев называют сетевым искусством. В качестве примера
такой деятельности можно назвать основанный амстердамцем Вальтером ван дер
Крюйзеном Desk.nl (сетевой адрес http://Desk.nl). Это по-настоящему
независимая, т. е. не имеющая никакой финансовой поддержки ни от
государства, ни из других источников небольшая организация, в которой
работают художники и программисты. Заработанные на осуществлении
коммерческих проектов (WWW-страницы для компаний, интерактивные базы
данных) деньги тратятся на обеспечение доступа к Интернету для творческих
людей. Десять Пентиумов с установленными на них необходимыми программами
постоянно в работе. Кроме того, Desk.nl часто выступает спонсором (т. е.
предоставляет свой сетевой канал, дисковое пространство и рабочее время
сотрудников) различных конференций и других событий, связанных с развитием
Сети. На наш взгляд, деятельность этой организации является также не
объяснимым рационально (и не утопическим) примером эффективного и
конструктивного противостояния консумеристской парадигме современного
западного мира.

Другой яркий пример истинно сетевых художников - группа Jodi
(http://www.jodi.org). Сеть для них - основная среда обитания. Jodi тонко
чувствуют ее интерактивную гипер-структуру, постоянно меняющуюся эстетику.
Они восхищаются ею и не только черпают из нее визуальные образы, но и
включают целые ее фрагменты в ткань своих произведений. Jodi не делят Сеть
на "искусство" и "не искусство". С их страниц вы можете попасть в самые
интересные ее места, будь то сайт, документирующий процесс умирания Тимоти
Лири, или же интернет-вариант Лувра. Энтузиастов, естественно, не так уж
много. И чаще приходится иметь дело с модой на сеть, на ее эстетику. Она
даже получила свое название - "hype" (от "hyper"). Это мода на Сеть. На
киберпространство, на его эстетику. Художники, стремящиеся быть модными, с
одной стороны, хотят иметь электронные адреса и красочные homepages, а с
другой - с легкостью вырывают из контекста сетевого общения его звенья,
выставляют их в реальных галереях и музеях, лишая тем самым любой
ценности, кроме сувенирной. Традиционные художественные институции,
существующие за счет контроля над информацией и ее дозированного
распределения, поощряют такой подход, надеясь распространить свою власть
на неподконтрольную Сеть. Но бесчисленные стилизации и игры с Интернетом,
больше говорят о состоянии современного искусства, чем угрожают сетевому.


авторы: Ольга Лялина, Алексей Шульгин

:НАЗАД в раздел КиберКультура:

 

НОВОСТИ

СПИСОК ГРУПП

ВНЕСТИ ГРУППУ

КИБЕРКУЛЬТУРА

 




 

 




© 2002-2004 TCP, Дизайн - [F.E.G.] Design Studio                          На верх страницы

Контакты: tcp@groups.tk UIN: 33476422

Используются технологии uCoz